О ПРОЕКТЕ

Культурно-просветительский проект «Гражданское СоБытие» — это совместные обучающие и досуговые мероприятия для детей, подростков, студентов педагогических профилей вуза и специалистов по воспитанию из разных регионов Российской Федерации на территории летнего лагеря, расположенного в Чеченской Республике (ДОЛ «Горный ключ», Чеченская Республика, с. Автуры, ул. Заречная, 10).

Цель «Гражданского СоБытия»: формирование толерантного отношения к национально-культурным традициям и истории народов Российской Федерации как основы гражданской идентичности и межнационального согласия.

Организатор: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

Основные мероприятия:

Тематические смены в летнем лагере для обучающихся 6-11-х классов продолжительностью 10 дней каждая:

1-я смена «Моя история – Россия», раскрывающая общность истории народов России (в период с 01.07.2022 года по 14.07.2022 года).

2-я смена «КультПроСвет», раскрывающая общность культуры народов России (в период с 15.07.2022 года по 28.07.2022 года).

3-я смена «Я – Гражданин», раскрывающая возможности реализации молодых людей из всех регионов России через активную гражданскую позицию (в период с 29.07.2022 года по 11.08.2022 года).

4-я смена «С чего начинается Родина», раскрывающая уникальность экосистемы нашей страны, выражающейся в единстве разнообразия природного наследия всех регионов страны, дающего широкие возможности для внутреннего молодежного туризма (в период с 12.08.2022 года по 23.08.2022 года.

Модульное обучение по тематическим направлениям для специалистов по воспитанию,продолжительностью 10 календарных дней по каждому тематическому направлению, с целью проектирования воспитательного пространства и управления его процессами в направлении формирования гражданской идентичности и межнационального согласия у подрастающего поколения, а также апробации разработанных воспитательных мероприятий в летнем лагере, расположенном на территории Чеченской Республики:

«История России» — 1-я смена «Моя история – Россия» (в период с 01.07.2022 года по 14.07.2022 года).

«Культура России» 2-я смена «КультПроСвет» (в период с 15.07.2022 года по 28.07.2022 года).

«Активная гражданская позиция» — 3-я смена «Я – Гражданин» (в период с 29.07.2022 года по 11.08.2022 года).

«Экология и туризм» 4-я смена «С чего начинается Родина» (в период с 12.08.2022 года по 23.08.2022 года.

Подготовка к вожатской деятельности в рамках летнего лагеря с тематическими сменами студентов-вожатых, способных к поликультурному взаимодействию, необходимому для включения детей и молодежи в общественно полезную деятельность (коммуникация, кооперация, креативность, информационная грамотность и т.д.).

Такая подготовка обеспечит условия для организации практического взаимодействия студентов педагогического профиля вуза с общеобразовательными организациями и организациями отдыха детей и их оздоровления с целью формирования профессиональных компетентностей по воспитанию.

Результатом обучающего курса станут разработанные в ходе обучения вожатых Программы вожатской деятельности на соответствующей тематической смене в летнем лагере, содержащие сценарии внеурочных и воспитательных мероприятий (разработанные индивидуально и в группе), которые студенты-вожатые реализуют в рамках проекта.

Конкурс проектов среди команд общеобразовательных организаций Российской Федерации «Мое поколение – моей России» по тематическим номинациям: «История народов России», «Культура народов России», «Активная гражданская позиция», «Экология и туризм».

Участниками Конкурса являются команды общеобразовательных организаций Российской Федерации, заявившие об участии в одной из номинаций Конкурса, состоящие из двух человек: одного обучающегося 6-11-го класса (далее – ученик) и одного работника общеобразовательной организации, осуществляющего функции в сфере воспитания (руководящий работник образовательной организации, советник по воспитанию, заместитель руководителя образовательной организации по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, педагогический работник, выполняющий функции классного руководителя) (далее – специалист по воспитанию).

По итогам Конкурса 60 команд (120 человек), набравших максимальное количество баллов по результатам трех конкурсных испытаний в соответствующей номинации, признаются командами-победителями Конкурса (по 15 команд в соответствующей номинации).

Команды-победители Конкурса в номинации «История народов России» объявляются участниками Культурно-просветительского проекта «Гражданское СоБытие» 1-й тематической смены летнего лагеря «Моя история – Россия» и модульного обучения специалистов по воспитанию по направлению «История народов России».

Команды-победители Конкурса в номинации «Культура народов России» объявляются участниками Культурно-просветительского проекта «Гражданское СоБытие» 2-й тематической смены летнего лагеря «КультПроСвет» и модульного обучения специалистов по воспитанию по направлению «Культура народов России».

Команды-победители Конкурса в номинации «Активная гражданская позиция» объявляются участниками Культурно-просветительского проекта «Гражданское СоБытие» 3-й тематической смены летнего лагеря «Я – Гражданин» и модульного обучения специалистов по воспитанию по направлению «Активная гражданская позиция».

Команды-победители Конкурса в номинации «Экология и туризм» объявляются участниками Культурно-просветительского проекта «Гражданское СоБытие» 4-й тематической смены летнего лагеря «С чего начинается Родина» и модульного обучения специалистов по воспитанию по направлению «Экология и туризм».

Проезд до г. Грозного осуществляется за счет направляющей стороны и (или) попечителей организаций, в которых работают и учатся члены команды, остальные расходы по реализации Культурно-просветительского проекта «Гражданское СоБытие» осуществляются за счет Организатора.

Концепция «Гражданского СоБытия»:

Взаимодействие вовлеченных в проект участников, включая взрослых и детей, будет организовано таким образом, чтобы в формируемые в рамках того или иного события (мероприятия) были включены представители разных возрастных, гендерных, этнокультурных, региональных, конфессиональных групп. Данный принцип организации групп, команд позволит участникам выйти за границы своей формальной страты и создать условия для реальной «встречи», диалога со всеми участниками проекта, через и посредством которого они становятся значимыми друг для друга.

Каждое модульное обучающее мероприятие по соответствующему тематическому направлению (4 направления) для специалистов по воспитанию предполагает тесное переплетение графиков занятости всех целевых групп участников «Гражданского СоБытия» для совместного практико-ориентированного обучения и проведения досуговых занятий.

К обучению специалистов по воспитанию будут привлечены имеющие опыт в области патриотического воспитания, формирования гражданской идентичности и межнационального согласия педагогические работники – практики площадок инновационной формы образовательной деятельности Чеченского государственного педагогического университета (Педагогическая мастерская Абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2018 г. Алихана Динаева, Центр продуктивного образования «Эковерситет», Координационный центр по повышению эффективности формирования у молодежи активной гражданской позиции,

противодействия идеологии терроризма и экстремизма, мастер-классы лауреатов и победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России»), лауреаты и победители Всероссийского конкурса «Учитель года России», представители профессорско-преподавательского состава Чеченского государственного педагогического университета.

Первый модуль обучения: 3 дня на базе Чеченского государственного педагогического университета для подготовки и доработки сценариев обучающих мероприятий, направленных на формирование гражданской идентичности и межнационального согласия. Слушателям будут даны инструменты проектирования, разработки, реализации воспитательных мероприятий в онлайн и офлайн форматах, представлены модели и технологии их проектирования, современные технологии фасилитиации, выстраивания эффективного межкультурного диалога.

Представленные сценарии пройдут оценку экспертов проекта, по результатам которой будет разработана Программа обучающих и досуговых мероприятий для второго модуля соответствующей тематической смены в летнем лагере.

Второй модуль обучения: 4 дня апробации с участниками тематической смены летнего лагеря сценариев воспитательных и внеурочных занятий, раскрывающих тематику смены, подготовленных (как индивидуально, так и в группах) специалистами по воспитанию в рамках модульного обучающего тематического курса, а также открытые уроки по тематическим направлениям смен с учениками 6-11-х классов лауреатов от победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России».

Третий модуль обучения: 2 дня проектной деятельности участников тематических смен, к которым присоединяются ученики педагогических классов общеобразовательных организаций Чеченской Республики, – подготовка социальных, экологических, туристических и культурно-познавательных проектов (в зависимости от тематического направления смены) в группах, с участием в каждой группе вожатого и специалиста по воспитанию, и 1 день – представление подготовленных проектов всем участникам тематической смены и экспертам проекта.

Каждая тематическая смена летнего лагеря также предполагает тесное переплетение графиков занятости всех целевых групп участников «Гражданского СоБытия».

Первый модуль по тематике смены: 3 дня взаимодействия вожатых, подготовленных из числа студентов 4-5 курсов педагогических профилей Чеченского государственного педагогического университета, и участников тематической смены по заранее разработанной Программе вожатской деятельности. Во время реализации такого модуля вожатые проводят в летнем лагере воспитательные и внеурочные мероприятия — события, раскрывающие тематику смены, подготовленные ими во время обучения (как индивидуально, так и в группах).

Второй модуль по тематике смены совпадает со вторым модулем обучения специалистов в сфере воспитания по соответствующему тематическому направлению. Вожатские активности в эти дни приходятся на вечернее время.

Третий модуль по тематики смены совпадает с третьим модулем обучения специалистов в сфере воспитания по соответствующему тематическому направлению. Лучшие проекты, созданные в рамках этого модуля, публикуются на интернет-площадке проекта.

На протяжении всех смен, независимо от их тематической направленности реализуются мероприятия:

— по созданию участниками смены (учениками 6-11-х классов) видеоролика, отражающего ход смены и впечатления ее участников;

— по проведению в последний день смены культурно-познавательного действа «Из глубины веков», призванного осуществить обмен исконными смыслами между чеченским и русским народом. Участники смены представляют зрителям в любых творческих формах русские былины и сказания на чеченском языке, чеченские сказания (Илли) на русском языке, тексты которых будут представлены в первый день каждой тематической смены в рамках работы вожатых по командообразованию. На протяжении всей смены командам будут предоставлены необходимые инструменты для творческого выражения, в том числе — мультстудия, фото (видео) камера и т.д.